VIII
концертный сезон
VIII
концертный сезон
10.03.2024

Хоровое училище имени Михаила Глинки: история длиной в 545 лет

Хор мальчиков Хорового училища имени Глинки впервые выступил на федеральной территории «Сириус» в 2022 году. Концерты коллектива в рамках текущего сезона особенно символичны. В этом году учебное заведение отмечает 545-летний юбилей.
Придворная певческая капелла. Конец 1890-х гг.
Хоровое училище имени Михаила Ивановича Глинки — старейшее профессиональное учебное заведение России, так как в 1479 году с появлением малолетних певчих при Хоре Государевых певчих дьяков, основанного указом Великого Князя московского Иоанна III тремя годами ранее, стала выстраиваться система профессионального музыкального образования. Она не имела себе равных на протяжении многих столетий и в значительной степени сохранила свои достоинства по настоящее время.

Малолетние певчие принимали участие в торжествах по поводу основания новой столицы Государства Российского, и дальнейшая история этих необыкновенных мальчиков навсегда оказалась связанной с историей Града Петрова.
21 сентября 1738 года — дата также весьма знаменательная в истории музыкального образования в нашей стране: с этого момента начинается период регулярного, систематического (а не индивидуального, как было ранее) музыкального образования.

В этот день Императрица Анна Иоанновна подписала Указ об открытии в городе Глухове Черниговской губернии специальной школы, где 20 тщательно отобранных мальчиков должны были обучаться пению и игре на инструментах «дабы из имеющихся певчих всякий мог способен быть и при Высочайшем дворе, когда надобность в них на место убылых и спадающих с голосов настоять будет».

Именно здесь началось формирование ярких русских музыкантов XVIII столетия — Дмитрия Бортнянского и Максима Березовского. Наиболее даровитые ученики направлялись в дальнейшем Двором для совершенствования в Европу. И, надо сказать, не затерялись там, а, напротив, снискали талантами и трудами своими добрую славу. Максим Березовский был принят в члены Болонской Академии музыки, а за Дмитрием Бортнянским закрепилось прозвание «русского Моцарта».
Звучание Хора во все времена вызывало восхищение современников, тем более интересны свидетельства иностранных музыкантов, оставивших свои впечатления, напоминающие скорее соревнования в «дифирамбическом штиле: «голоса сопрано, то есть детей, так как ни одна женщина не входит в состав капеллы, звучат с исключительной чистотой и мягкостью, голоса басов — сильны, густы и поражают своей мощностью. Я не помню, слышал ли я когда-нибудь раньше подобное пение. Для любителя искусства Императорская капелла стоит того, чтобы ради нее одной предпринять путешествие в Петербург» (французский писатель, путешественник Маркиз де Кюстин).

Позже величайшие музыканты оставили не менее интересные отзывы о звучании и исполнительском мастерстве этого коллектива. Роберт Шуман в своём дневнике писал: «Капелла — самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно». Восторженно отзывались о Хоре Лист и Адан, Берлиоз.

Высочайший исполнительский уровень Хора Капеллы мог быть обеспечен только превосходной системой обучения и воспитания музыкантов. Любопытно, что во второй половине XIX столетия малолетние певчие (в количестве около 100 мальчиков) были размещены в Приоратском дворце в Гатчине, где они жили, обучались и репетировали.

1856 год — основание регентских, 1858 — инструментальных классов, во главе которых в дальнейшем был утверждён Николай Римский-Корсаков (в 1883 году), вклад которого в процесс воспитания будущих музыкантов невозможно переоценить. Именно с этим периодом связаны имена ярких музыкантов, взращённых в классах Капеллы. Заложенные традиции профессионального музыкального образования в значительной степени удаётся сохранить и по сей день. Достаточно упомянуть имена выпускников Хорового училища, составляющих сегодня основу концертной афиши не только крупнейших городов России, но и достаточно хорошо известных во многих странах, среди них — Владислав Чернушенко, Дмитрий Китаенко, Александр Дмитриев, Владимир Атлантов, Равиль Мартынов, Николай Алексеев, Владислав Успенский, Станислав Легков, Василий Петренко и многие другие.
События 1917 года внесли определённые сложности в логику развития образовательно-творческого процесса. Однако несмотря на все трудности образовательный процесс был сохранён. События Отечественной войны привели к эвакуации Капеллы в Горький, а Училища — в деревню Арбаж Кировской области.

В 1944 году усилиями Александра Свешникова (художественного руководителя Хора мальчиков), Хоровое училище было переведено в Москву, своим переездом положившим основу Московскому Хоровому училищу — в настоящее время Хоровой академии имени А. В. Свешникова.
Возвращение в Ленинград части мальчиков и начало занятий в Училище произошло в 1946 году.

Многие годы последнего столетия Хором мальчиков руководили такие выдающиеся хоровые дирижёры как Александр Свешников, Палладий Богданов, Федор Козлов. С 1991 по 2007 художественное руководство Хором мальчиков было возложено на Владимира Беглецова. Ему удалось внести заметный вклад в обогащение репертуара, профессионализацию звучания. Концертный сезон 2007/2008 с Хором работал Дмитрий Соколов, выпускник Хорового училища, ученик Владимира Евгеньевича; 2008−2014 — Василий Грачёв. В марте 2014 года Заслуженный артист России Владимир Беглецов возобновил работу с хором мальчиков, который он возглавляет в настоящее время.
Хор мальчиков гастролирует по всему миру. География гастрольной деятельности охватывает такие страны, как Великобритания, Германия, Дания, США, Франция, Швейцария, Голландия, Австрия, Словения, Латвия, Польша, Финляндия, Испания, Италии, Южная Корея, Китай.

Во время своих гастрольных выступлений за рубежом Хор мальчиков выступал в Зале Берлинской Филармонии, Лондонском Королевском Альберт — холле, Организации Объединённых нации в Нью-Йорке. Хор — неизменный участник разнообразных специальных международных культурных программ, проводимых под эгидой ООН, правительств различных государств и Санкт — Петербурга. Хор мальчиков принимал участие в культурных программах зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году, концертах, посвящённых открытию Мариинки 2. Его воспитанники заняты во многих оперных постановках Мариинского, Михайловского, Большого театров.

Читайте также