17.03.2025

Секреты «Болеро»: как Равель создал хит классической музыки

Морис Равель был композитором-импрессионистом, а его «Болеро» стало новаторским решением в мире классики. Сегодня оно звучит во многих фильмах и рекламе. Сириус (Журнал рассказал историю успеха этой, казалось бы, незамысловатой композиции.
Подготовить этот материал Сириус(Журналу помог Артём Варгафтик — музыкальный критик, радио- и тележурналист, ведущий концертов Весеннего музыкального фестиваля «Сириус».
В 2025 году исполняется 150 лет
со дня рождения Мориса Равеля
Фото: © Репродукция ТАСС
Кто такой Морис Равель

Музыкальный импрессионизм сложился во Франции в конце XIX — начале XX века вместе с одноимённым течением в живописи. Как и художники, работавшие в этом направлении, композиторы вкладывали в свои произведения определённый настрой, зашифрованные символы и тонкие психологические нюансы, вызванные созерцанием внешнего мира. Они стремились передать первое впечатление от окружающих явлений, а еще вдохновлялись музыкой стран Востока и национальными песенно-танцевальными жанрами.

Морис Равель был в числе самых ярких представителей этого направления. Новатором француза стали называть ещё, когда он учился в Парижской консерватории. Не признанный в профессиональной академической среде, в 1905 году он оказался втянут в общественный скандал, связанный с конкурсом на получение Римской музыкальной премии. Событие получило огласку в прессе, что, впрочем, только сыграло на руку молодому музыканту — общественный интерес подарил ему возможность поработать с самыми известными деятелями культуры. Например, в 1912 году по заказу Сергея Дягилева он написал музыку для балета Михаила Фокина «Дафнис и Хлоя».

Сочинения Равеля были разноплановыми и не укладывались в привычные рамки. Его фортепианные и оркестровые пьесы-эскизы пронизаны звуками природы. Он часто обращался к танцевальной музыке, а под конец карьеры увлёкся джазом. Но особенно композитор любил испанские мотивы, что нашло отражение в «Испанской рапсодии» (1907 год) для оркестра и комической опере «Испанский час» (1907 год). Ну, а испанский танец вдохновил француза на написание оркестровой пьесы «Болеро» (1928 год), которая стала его визитной карточкой.
Русская балерина и «Болеро»

Мировой успех пришёл к Равелю в 20-е годы. Тогда же он отправился в триумфальный тур по городам США и Канады, где встретился со своей знакомой, танцовщицей и состоятельной покровительницей искусств Идой Рубинштейн. Она предложила композитору сочинить произведение для одноактного балета, в котором собиралась солировать, причём музыка должна была соответствовать её манере исполнения. Так появилась оркестровая пьеса «Болеро», в основе которой вариации на тему мелодии, похожей на одноимённый испанский танец (но в медленном темпе).В 1928 году произведение прозвучало в парижской Гранд-опера: над оформлением постановки работал Александр Бенуа, хореографию ставила Бронислава Нижинская, Рубинштейн вместе с партнёром Анатолием Вильтзаком исполняли главные партии, а дирижировать оркестром доверили Вальтеру Страраму. Постановка имела огромный успех, в том числе благодаря лёгкой и понятной каждому слушателю музыке. После этого её не раз ставили на главных мировых сценах: Опера-Комик, «Ла Скала», «Ла Монне» и других.
Ида Рубинштейн известна эпатажным поведением, она стала первой женщиной, пилотировавшей аэроплан
Фото: © Public domain
«Изначально Равель и Рубинштейн задумывали использовать ритм другого испанского танца, более быстрого и энергичного — фанданго. Но в итоге остановились на медленном танцевальном ритме, чтобы продемонстрировать всю красоту костюмов, движений и атлетики танцоров. В оригинальной постановке балетная сцена представляла из себя таверну: практически всё пространство занимал стол, на котором танцевала Ида Рубинштейн, окружённая множеством мужчин-танцоров. Энергия музыки должна была соответствовать энергии страсти в балетном исполнении.
Равель не стремился создать великий новый шедевр и был скромного мнения о своём произведении. Перед ним стояла практическая и утилитарная задача. Сам он говорил, что «Болеро» — редкий пример оркестровой пьесы, где есть оркестр и ритм, а музыки практически нет (относительно других компонентов её мало). И это возымело потрясающий эффект, который ему довелось наблюдать в течение последних лет жизни", — рассказывает Артём Варгафтик.
В 2024 году вышел фильм об истории создания «Болеро»
Музыка, которая всё изменила

«Это танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причём ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым crescendo», — писал о «Болеро» его сочинитель. Он поставил эксперимент, в котором сосредоточил всё внимание слушателя не на мелодии или гармонии, а на тембре и динамике. И именно благодаря строгой оркестровке, минимализму и «застревающему в голове» ритму Равелю удалось расположить публику. Он создал лёгкое для восприятия произведение, но эта лёгкость лишь внешняя. Ограничив себя технически и установив рамки, он смог продемонстрировать своё мастерство и виртуозность.
При этом произведение не лишено эмоционального развития. Равель начинает тихо, почти медитативно, затем постепенно наращивает напряжение, приходя к мощной кульминации. Динамика создаётся за счёт смены оркестровых тембров и постепенного добавления инструментов — каждый из них усложняет мелодию. В итоге создаётся гипнотический эффект, обрывающийся в наивысшей точке развития. С помощью такого приёма композитор оставляет слушателя с ощущением незавершенности, хотя произведение достигло логического конца.

«Равель показал возможный предел простоты, что для многих стало откровением и вдохновением. Он взял стандартный танцевальный ритм у малого барабана и повторил его 169 раз. Сопроводил это постепенным и тщательно рассчитанным нарастанием звука, который через 15 минут абсолютно одинакового до мажора вдруг неожиданно сдвигался в ми мажор. За это время от повторения одного и того же ритмического рисунка у слушателя накапливалась потрясающая энергия, которая в конце концов оборачивалась взрывом чувств. Такой простейший гармонический сдвиг сработал как настоящее чудо.
К тому же композитору удалось сделать так, чтобы музыкальная тема сохраняла свою актуальность и не надоедала. Почти любая другая стала бы ненавистна от такого количества повторений с одним единственным изменением (в «Болеро» она чередуется в двух вариантах: чистый ключ и вариант с бемолями). В случае «Болеро» хочется каждый раз узнать, что будет дальше, и каждый раз это воспринимается как новость", — отмечает музыкальный критик.
Сложности исполнения

Несмотря на скептическое отношение к своему сочинению, автор строго следил за манерой исполнения. Он настаивал, чтобы «Болеро» играли в постоянном темпе, без ускорения и замедления — это подчёркивало автоматизм в музыке. Такой строгий подход смутил многих дирижёров. Например, Артуро Тосканини, друг Равеля, предложил тому сменить темп, из-за чего случилась ссора. Впрочем, когда дирижёр исполнил для композитора свою вариацию, тот согласился на изменение.
Так разрешается [играть] только вам! И никому другому!
Морис Равель
Морис Равель

Артём Варгафтик уверен, что «Болеро» нельзя играть слишком быстро, иначе оно будет звучать легкомысленно — пропадёт весь эффект нагнетания. А если играть его слишком медленно, оно превратится в навязчивую, нудную и бесконечную похоронную процессию.

«В „Болеро“ видна вся „анатомия“ классической музыки — механизм её исполнения оркестром. Сначала флейта задаёт простейшую задачу, за ней кларнет и дальше по списку. Сложнее всего приходится фаготу и тромбону — инструментам, которым крайне редко достаются сольные роли в симфоническом оркестре. Можно наблюдать, как эти инструменты соединяются в группы и начинают действовать слаженно, как вся эта махина достигает максимального звучания, как растёт и усиливается та часть музыкального коллектива, которая отвечает за ритм, за его точное постоянное повторение. Это отличный урок того, как устроен оркестр, и одно из лучших произведений для знакомства с ним. По силе воздействия таких произведений, как „Болеро“, буквально считаные единицы», — объясняет музыковед.
Сегодня произведение чаще всего звучит не в театральных постановках, а в концертном исполнении
Влияние «Болеро» на культуру

Композиция стала не просто шедевром классической музыки, но и настоящим культурным феноменом, передающимся из поколения в поколение. «Болеро» звучит во многих фильмах, среди которых «Десятка» (1979) Эдвардса Блейка, «Мастер и Маргарита» Юрия Кара (1994), «Магия лунного света» Вуди Аллена (2014), «Дорога в рай» Брюса Бересфорда (1997) и другие. Особой популярностью визитная карточка Равеля пользуется в Японии, где эту мелодию использовали в популярном аниме «Приключения Дигимонов».

«Равелю удалось создать вечный двигатель в музыке — ритм в „Болеро“ работает именно так. Это единственная в своём роде задумка — настолько простая, что повторить её невозможно. Французский композитор очертил недостижимые горизонты для тех, кто в XXI веке ищет новые пределы простоты, пытаясь придумать что-то новое и недосягаемое. Примерно как „Черный квадрат“ Малевича. Всё, что происходит с таким искусством дальше, — это впечатления и наблюдения людей, которые наделяют его смыслами, значениями и вкладывают в него всё, что они там видят. При этом само по себе оно не меняется», — уверен Артём Варгафтик.

«Болеро» Мориса Равеля прозвучало на Весеннем музыкальном фестивале «Сириус» в исполнении Российского национального молодёжного симфонического оркестра под управлением Алексея Рубина.