19.03.2025

Музыка для арфы и скрипки прозвучала на Весеннем музыкальном фестивале в Сириусе

С камерной программой выступили солисты Санкт-Петербургского Дома музыки, лауреаты международных конкурсов: арфистка Алёна Соломкина и скрипач Андрей Зубенко. Партию фортепиано исполнил лауреат международных конкурсов Тимофей Доля.
Первое отделение концерта посвятили самому старинному щипковому струнному музыкальному инструменту — арфе. Прозвучали как сочинения, написанные специально для арфы, так и переложения знаменитых произведений для этого инструмента. Одним из них стало произведение юбиляра этого года Иоганна Себастьяна Баха — в 2025-м весь мир отмечает 340 лет со дня рождения выдающегося музыкального деятеля. Им создано более тысячи произведений, среди которых — сборник из шести партит для клавира, написанный в период 1726 — 1731 г. Сочинение также известно под названием «Clavier-Übung» (клавирные упражнения). Название Partita (деленная на части) впервые встречается в начале XVII века. Так называли вариации на хоральные темы и сюиты, состоящие из пяти и более частей. У Баха партита приобретает новую интерпретацию — более свободную по сравнению с сюитой. Программу концерта открыла Sinfonia из Партиты № 2 для клавира до минор в переложении для арфы соло американской арфистки Марии Луизы Райан-Фореро.
Далее прозвучала лирическая композиция французского композитора и педагога Жака де ла Пресля «Сады под дождём» и Соната для арфы соло австрийского и американского автора Эрнста Кшенека. Его творчество охватывает разные стили и музыкальные течения ХХ века: ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, затем он увлекся атональной музыкой. Знакомство с творчеством Стравинского привело его к неоклассицизму. Позднее были джаз и электронная музыка. Джазовая опера «Jonny spielt auf» («Джонни наигрывает»), написанная в 1926 году, сделала его знаменитым в Европе. Творчество Кшенека, автора опер, симфоний, сочинений для хора, множества других произведений, неоднозначно оценивается критиками, сходятся они в одном — в оригинальности его музыкального мышления.
Программа вечера включала произведение еще одного юбиляра этого года — Петра Чайковского. В честь 185-летия со дня рождения самого известного русского композитора прозвучала Фантазия на темы из его оперы «Евгений Онегин», написанная в 1909 году Екатериной Вальтер-Кюне. Арфистка, пианистка и педагог, выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу арфы обучалась у Альберта Цабеля, по классу фортепиано — у Антона Рубинштейна. С 13-ти лет исполняла сольные партии в оркестре. Среди ее учеников — знаменитая Ксения Эрдели.
Программу вечера продолжило сочинение французского арфиста-виртуоза и композитора XIX века Николя Бокса, известного в свое время не только благодаря музыкальному таланту, но и эксцентричному поведению и авантюрному характеру. Он написал для арфы свыше 350 произведений, в том числе два концерта, множество сонат, фантазий, прелюдий, программных сочинений. Большим вкладом в педагогику стали его сто этюдов. Арфистка Алёна Соломкина исполнила его Рондо «Zitti, Zitti» на темы трио из оперы Россини «Севильский Цирюльник» в переложении Изабель Моретти для арфы соло.

Во втором отделении концерта прозвучали произведения для скрипки. Открыло отделение сочинение Сезара Франка — известного французского композитора и органиста бельгийского происхождения. В 1886 году Франк написал Сонату для скрипки и фортепиано в качестве свадебного подарка другу, знаменитому скрипачу Эжену Изаи. Соната стала своеобразным «талисманом» скрипача и оставалась в его репертуаре до окончания карьеры. «Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения „папы Франка“, еще непризнанного…», — сказал скрипач перед исполнением. Сонату для скрипки и фортепиано ля мажор Франка исполнили лауреаты международных конкурсов Андрей Зубенко (скрипка) и Тимофей Доля Фортепиано).
В завершение вечера музыканты представили Интродукцию и Рондо каприччиозо Камиля Сен-Санса — одно из наиболее популярных скрипичных сочинений композитора. Оно задумывалось как финальная часть Первого скрипичного концерта, но успех первого исполнения убедил композитора опубликовать его отдельно. Премьера состоялась весной 1867 года в Париже. Дирижировал автор. Солировал Пабло де Сарасате, которому посвящено произведение. Пьеса написана в блестящем виртуозном стиле, а испанские мотивы придают ей игривый причудливый характер.

«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями.
Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки — Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.