Сюита из балета «Фея кукол» Йозефа Байера: история успеха
Действие балета происходит в лавке игрушек Санкт-Петербурга. Как только хозяин закрывает дверь за последним посетителем, куклы оживают. Самая красивая из них — Фея кукол приглашает своих друзей: Арлекина, Паяца и кукол: Китайскую, Японскую, Французскую, Испанскую на бал… В Фею кукол влюблены два Пьеро — грустный и веселый. Она кокетничает и танцует с ними. Однако ночь заканчивается, а вместе с ней исчезает и волшебство…
Впервые балет Йозефа Байера «Die Puppenfee» («Кукольная фея»), получивший название «Im Puppenladen» («В магазине кукол») был показан в апреле 1888 года в Вене во дворце принца Иоганна Лихтенштейна, а вскоре — 4 октября 1888 года в Венском придворном оперном театре, хореограф Йозеф Хасрейтер. В то время Европа переживала очередную волну увлечения не только механическими игрушками, шкатулками с заводом, механическим пианино под названием «пианола», но и мюзик-холлом, цирковыми представлениями. Балет с куклами, сочиненный на легкую, танцевальную музыку Байера, под разными названиями шел на сценах многих европейских театров и был одним из самых популярных и кассовых в конце XIX века.
Л. Бакст. Фея кукол
Л. Бакст. Фарфоровая кукла. Эскиз костюма, 1903 г.
Л. Бакст. Кукла Японка. Эскиз костюма, 1903 г.
Л. Бакст. Кукла Испанка. Эскиз костюма, 1903 г.
Впервые в России «Фею кукол» в 1897 году в Большом театре поставил хореограф Хосе Мендес, художник Карл Вальц. Премьера этого балета в Санкт-Петербурге состоялась 7 февраля 1903 года в Эрмитажном театре в присутствии императора Николая II, его семьи и высокопоставленных гостей. Оформление спектакля поручили Льву Баксту. Он изменил место действия «Феи кукол», перенеся его из Вены в Петербург 1850-х годов. В своих декорациях художник точно воссоздал интерьер кукольного магазина в Гостином дворе, через большие окна которого виден Невский проспект. Коллекция игрушек, принадлежавшая другу Бакста — художнику Александру Бенуа, вдохновила на создание костюмов к балету. Постановщиками нового оригинального спектакля стали ведущие танцовщики императорской труппы — Сергей и Николай Легаты, дебютировавшие в качестве хореографов. Спустя девять дней — 16 февраля 1903 года спектакль, снискавший одобрение императора, уже шел на сцене Мариинского театра. «Фея кукол» сохранялась в его репертуаре до 1925 года.
В 1989 году художественный руководитель Ленинградского академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой — Константин Сергеев поставил собственный вариант «Феи кукол», навеянный воспоминаниями о спектакле братьев Легат, для своих воспитанников.
Николай Легат
Сергей Легат
Йозеф Байер
Лев Бакст
В 2015 году по инициативе ректора Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой — Николая Цискаридзе «Фея кукол» обрела новую жизнь. Опираясь на исторические документы, постановку Сергеева, была создана новая версия балета. Вплоть до мельчайших деталей воспроизведены легендарные декорации и костюмы Бакста. В работе над «Феей кукол» принял участие педагогический коллектив лучшей в мире школы классического балета во главе с ее руководителем — Николаем Цискаридзе.